Любить ребенка – значит принимать его какой он есть

Все родители любят своих детей. А как же иначе?! Но вот только знают ли об этой любви наши собственные дети? Ведь в прозе будней мы бываем так скупы на слова и ласку и не замечаем, как им этого не хватает… Ребенок может вести себя плохо, капризничать по пустякам и все оттого, что думает: вы его ругаете, потому что он плохой, его не любят.

«Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!».

Мы полагаем, что ребенок знает: его любят. А он НЕ знает. Потому что любой нормальный взрослый человек вам скажет: «Если меня постоянно ругают и критикуют, то это не любовь». Часто и нам, взрослым, очень не хватает похвалы и ласки от самых близких людей. Потому что в их добрых словах проявляется любовь к нам.

Если мы любим своего ребенка, это не значит, что мы не можем на него сердиться. Негативные чувства надо выражать, только обязательно помнить следующие правила:

1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

4. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».

5. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

- По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

- Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

- Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

- Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

- Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

- Правила (ограничения требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, согласованы взрослыми между собой.

- Необходимо использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:

— Мне хорошо с тобой.

— Я рада тебя видеть.

— Хорошо, что ты пришел.

— Мне нравится, как ты…

— Как хорошо, что ты у нас есть!

— Ты мой хороший.